Определите, какие истинные желания стоят за вашими негативными эмоциями.
1) Злость. Если не получаешь того, чего хочешь, неосознанно (инстинктивно) можешь вызвать в себе чувство злости, чтоб вынудить другого человека подчиниться тебе. Значит, злость помогает тебе принимать контроль над ситуацией. Злость помогает взять верх в споре, выровнять счет, отомстить за свои неудачи.
Показать полностью.. Злость можно также использовать для защиты своих прав. С помощью гнева даем противнику понять, что он должен отступить. Злость на себя может быть способом заставить себя что-то сделать, взяться за дело или за работу, которой боимся. Злость бывает также пусковым механизмом для начала действий (сесть на диету, например). Или способом наказать себя за неудачи.
2) Грусть, тоска. Это наш способ выразить недовольство собой, своими достижениями. А также способ отреагировать свое разочарование другими людьми или ситуацией. Может быть также формой проявления сострадания. Сочувствуешь, что с кем-то произошла неприятность, и грустью выражаешь свое отношение, свою реакцию.
3) Раздражение. Это слабая форма злости. Появляется тогда, когда чье-то поведение провоцирует и заставляет понервничать. Служит демонстрации недовольства, остановке чего-то, что нам мешает. Помогает нам прекратить стагнацию и побудить себя к действию. Во всех случаях за раздражением кроется желание взять ситуацию под свой контроль. Т.е. мы раздражаемся, когда все делается не так, как мы сказали.
4) Чувство вины. Это форма наказания себя. Иногда помогает нам избежать ответственности за свои промахи. Да, испытываю чувство вины, каюсь, и больше ничего не нужно делать. Иногда чувство вины является формой проявления превосходства: я настолько высокоразвитый, что даже страдаю по поводу своих ошибочных поступков. Чувство вины очень разрушающая эмоция, она сигнализирует, что необходимо что-то изменить в себе. Нужно разобраться, откуда оно пришло: навязано нам воспитанием и, следовательно, беспричинно, или действительно мы совершили что-то неприглядное. Тогда нужно проанализировать причину поступка, искренне простить себя и пообещать, что такое больше не повторится. Будет хорошо, если мы компенсируем ущерб или извинимся перед теми, кого обидели.
5) Разочарование. Предназначено для проявления неудовольствия в тех ситуациях, когда не получаем того, чего хотим.
6) Страх или беспокойство. Эти эмоции связаны с инстинктом самосохранения. Их задача - защитить нас, предотвратить опасные ситуации. Страх «рисует» картины неприятных сюрпризов и преград, нашего провала, банкротства. Но его задача – не мешать вам, а помочь: предупредить об опасности, показать реальную ситуацию, указать, где могут таиться подводные камни, чтоб мы были готовы к трудностям. Поэтому неумно игнорировать страх и идти напролом. А беспокойство может быть предчувствием. Стоит найти рациональное зерно в этих эмоциях. Тогда они меняют полярность, заряжают нас энергией и побуждают к действию.
7) Отчаяние. Появляется тогда, когда многократные пробы и усилия добиться чего-либо не принесли желаемых результатов. Отчаяние – это глубокое уныние, которое «дает нам право» отказаться от дальнейших попыток.
8) Апатия. Это деликатная слабая форма бунта против чего-либо. Проявляют, как правило, те, кто не имеет силы или возможности бунтовать открыто. Пассивная демонстрация силы и несогласия.
9) Депрессия. Также является формой принятия контроля. Отстраняешься от дел, выпадаешь из потока жизни. Окружающие ничего не могут от тебя добиться, и вынуждены принять на себя твои обязанности. Иногда депрессия является пассивной формой выражения ярости. Становится орудием изощренной манипуляции окружающими, и прекрасно срабатывает, вызывая чувство вины у человека, которому она адресована.
10) Уныние. Означает, что вы обязаны позволить себе сделать перерыв в деятельности. Или есть настойчивая внутренняя потребность отказаться от чего-то. Возможно, вы просто устали.
1
1
Ётунхейм
Ётунхейм, Йотунхейм (то есть земля Ётунов; др.-сканд. Jtunheimr) в германо-скандинавской мифологии — один из девяти миров, земля, населённая великанами-ётунами.
По легендам был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма — Утгард.
Показать полностью.. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир — дом Менглад и Тримхейм — дом Тиаци.
Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард. Стихия этого мира — Земля. Часть Ётунов жила в Каменных горах; считалось, что голова и сердце их были каменными. В Ётунхейме есть место — Железный лес, место обитания ведьм (ночных наездниц), женщин-троллей. Из Ётунхейма пришли норны. С их приходом закончился на земле золотой век и поделилось время на прошлое, настоящее и будущее. Появились рождение и смерть.
Стриннгольм указывает на то, что Ётунхейм лежит на север от Двины до Ледовитого океана и к востоку от Ботнического залива до Уральских гор. Впоследствии после установления более тесных отношений между скандинавами и жителями Руси, Волжской Булгарии и Биармии Ётунхейм был перенесён в сказаниях за Уральские горы.
Жилище рыцаря и гарнизонная служба.
Поговорим о рыцаре и его доме. В Англии он далеко не всегда был укреплен и уж конечно это был не замок. Представляется сомнительным, что до 13 века у простых рыцарей вообще было укрепленное жилище. В военное время рыцарь сражался чаще всего вдали от своего дома. Он был просто не в состоянии, позволить себя сложно построенный дом или оплачивать воинов, которые будут его защищать.
Показать полностью..
Он мог все же жить в замке другого рыцаря в качестве наследственного кастеляна или как член гарнизона по праву рождения. Наследственные гарнизоны такого рода кажется были неизвестны в Англии, наиболее походит на это земельное владение, которое дается в лен, и за который надо нести замковую службу, как например было в Виндзоре; что означало несение не более одного раза в год службы или выплаты вместо этого щитовых денег. Эта система существовала на континенте. Гарнизон Каркассона (Carcassonne) до 18 века теоретически формировался на этой основе. Как во Франции, так и в Германии обнаруживаются замки, в которых единственная семья по стародавнему праву давала гарнизон, а так же действительно в нем жила. Знаменитый живописный замок Эльтц (Eltz) на Мозеле был населен пятью ветвями одной единственной семьи, именующей себя по названию замка. Эльтц и сегодня находится во владении той же семьи. Замок Salzburg (вблизи Neustadt a. d. Saale, сейчас - развалины), построенный епископом Вюрцбурга в 12 веке для обороны границы, населялся большим числом семей.
Известный пример подобного подхода во Франции - Vergy в Бургундии. Здесь в 12 веке каждая из семей, дающих гарнизон, называлась по кличкам, как то Белый, Зеленый или Толстый, которые имели их предки, составлявшие исходный гарнизон. Иногда они звались по расположению своего дома, например "vom Tor" (у ворот). В середине 13 века этот порядок забылся, семьи, некогда дававшие гарнизон, жили вне замка, в местах, связанных с их старыми обязанностями, и переняли их имена (лучше звучало "de Chazant" чем "le Gras"). Свои дома внутри крепостных стен они продали. Известнейший французский пример - римский амфитеатр в Ниме, который использовался как городская цитадель. На его рядах для сидения были выстроены дома, и жившие там семьи назывались собирательно "chevaliers des Arenes" и отвечали за оборону своего округа. В 12 веке они играли выдающуюся роль в истории города.
Титул коннетабля в Англии был также сравнительно редко наследственным. На континенте, где не существовало столь четкой системы управления, как в Англии, напротив это не было редкостью. Коннетабли с большой долей вероятности происходили из семей, владевших землей, на которой стоял замок. Или они раньше были на службе у императора или кого либо из сильных мира сего, получили от него лен и поручение построить замок. Эта систем породила новый слой дворян, служилых дворян, от которых можно было ожидать, что они много поколений будут верны семье господина, который их поставил. Они были связаны правом и потомственным дворянством никогда не признавались за равных. Порой они вынуждены были селиться в замках, расположенных в неблагоприятных местах, например на горах, где воду приходилось с трудом собирать в цистерны.
Как сейчас принято считать, такие места едва ли были населены до 12 века. Но правилом это не является. Подобные замки существуют во Франции. Cabaret принадлежит к группе из четырех таких замков высоко в горах к северу от Каркассона, называемых Lastours. Впервые в 1086 упоминается человек с именем "de Cabaret". Cabaret упоминается как населенное место уже в 6 веке. Замки такого типа были на самом деле не столь надежны, как выглядели. Greifenstein в Тироле, выглядящий совершенно неприступным, на протяжении истории захватывался трижды. И так как гарнизон таких замков был мал, они могли покорятся относительно небольшими военными силами, действующими под прикрытием. Тем не менее, если они находились в "хороших" руках, то могли долгое время быть настоящим мучением для врага. Во время пауз в столетней войне французское правительство было вынужденно постоянно бороться с замками в Massif Central, которые хоть и подпадали под перемирие, были заняты состоящим на английской службе ополчением. Чаще всего это были замки с наследственным кастеляном. В Greifenstein был даже такой, что называл себя von Greifenstein, хотя замок принадлежал графам von Greifenstein, жившим в менее неудобном месте.
Nunney в Сомерсете (Somerset), также, как и Bodiam был замком богатого рыцаря, сэра Джона Деламара (John Delamare). Он имел башни и ров с водой, и соответствовал в основном настоящему замку, но из-за своих маленьких размеров не мог содержать серьезного гарнизона, и потому не имел практически никакого военного значения. А потому Nunney практически был едва ли больше чем укрепленной усадьбой.
Есть и другие исключение из правила, что простые рыцари жили в простых домах, а именно люди, на вымогательстве выкупов в ходе столетней войны собравшие состояния далеко выходящие за рамки их сословия. Таким образом сэр Джон Деламар (John Delamare) и сэр Эдвард Далитпкигг (Edward Dalyngrygg) смогли позволить себе выстроить замки Nunney и Bodiam соответственно. Sir Edward в поисках признания приказал оснастить свой замок бойницами, утверждая что он может иметь военное значение в случае французской интервенции. Это была откровенная неправда: что ему действительно было надо, так это укрепленный дом, соответствующий его сословию, обставленный с роскошью, соответствующей его богатству. И тем не менее он построил замок. Nunney напротив совсем не замок. Там нет места даже для одного единственного коня; это просто не более чем большая, обнесенная стеной башня, которая должно быть была очень неудобна в быту.
(Кристофер Холер)
Рагнарек скоро! «Апокалипсис викингов» запланирован на 22 февраля 2014 года!
Эксперты скандинавской мифологии утверждают, что знаменитый Рагнарек («Гибель Богов») наступит уже в конце зимы 2014 года. Названа даже точная дата – 22 февраля. В британском городе Йорк уже протрубили в Гьяллархорн – гигантский рог, предупреждая о приближающемся конце света.
Показать полностью..
Представительница Jorvik Viking Centre Даниэль Даглан утверждает, что существует немало признаков того, что Рагнарек неизбежен. В частности, по легенде, в преддверии Рагнерека «брат пойдет на брата и все границы будут уничтожены». «Мы считаем, что слова об «уничтожении границ» соответствуют эпохе Интернета: сейчас вы можете общаться с миллионами людей благодаря развитию глобальных социальных медиа», - утверждает Д.Даглан.
Также в легендах («Старшая Эдда», «Младшая Эдда») упоминается гигантская зима «Фимбулвинтер» перед Рагнареком – якобы перед Апокалипсисом будет три очень холодные зимы, между которыми не будет лета. «Существуют прогнозы, что нас ожидает мини-ледниковый период благодаря снижению солнечной активности. Что если речь идет не о ледниковом периоде, а о нескольких зимах одновременно?», - комментирует Д.Даглан.
Наконец, согласно предсказаниям, перед концом света огромный змей Мидгард освободится от хвоста и всплывет со дна океана. Тут уж сторонники близкого Рагнарека ссылаются на двух огромных рыб, недавно найденных на побережье в Калифорнии. Когда их нашли, они были уже мертвы.
Исследователи считают, что Рагнарек начнется с окончанием фестиваля викингов Jolablot, который символизирует окончание зимы. Если зима не закончится – начнется Рагнарек», - утверждают они.
Чего ждать от Рагнарека?
Ничего хорошего. Как, впрочем, и от любого Апокалипсиса. В древнескандинавских легендах говорится, что на земле забудут о нравственности (ну, эта часть Апокалипсиса уже практически наступила). Начнутся междуусобные войны (мир очень близко к этому).
Ну а дальше – куда как фантастичнее. Волк Сколл сожрет солнце, его брат Хати - Луну, звезды исчезнут и земля погрузится во мрак.
В сам день Рагнарека бог Один выйдет на бой с волком Фенриром и будет убит, после чего сын Одина Видар разорвет пасть волку.
По легендам, нас ждут чудовищные землетрясения, «море встанет дыбом», земля и небо окрасятся в ядовитый цвет… Потом вся земля погрузится в море и родится новый мир с неисчислимыми богатствами.
Но увидят новый мир далеко не все. Согласно легендам, Рагнарек переживут несколько богов и всего двое людей – Лив и Ливтрасир, которые укроются в роще Ходдмимир. Именно они дадут начало новому человеческому миру.
Впрочем, исследователи признаются, что их предсказание – не самое научное. Но, поскольку викинги любят попировать, они обязательно отметят конец света, подчеркивает Даниэль Даглан.
1
1
Зачем русскому борода?
Сила Руси – в ее народе. Сила народа, по крайней мере, мужского пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке? В годовщину введения Петром I налога на бороды, отвечаем на этот вопрос.
1. Чтобы попасть в Царствие небесное
Показать полностью..
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие небесное был заказан.
2. Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.
3. Чтобы сохранить свое достоинство
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
4. Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице. Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
5. Чтобы иметь гармонию в жизни
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост. Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…
6. Чтобы показать свою независимость
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадежный элемент. В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого. Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды — своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов ее «хозяина» и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.
7. Чтобы подчеркнуть свою мужественность
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя. Сегодня, во время размытия гендерных границ, ношение бороды может служить дополнительным показателем маскулинности.
У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха. С неповторимым бытом и своей верой. Писатель и бывший миссионер Дэниэл Эверет прожил среди пираха 30 лет! За это время он разуверился в человеческих ценностях современного мира.
Люди, которые не спят.
Показать полностью..
Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? В разных культурах пожелания звучат, конечно, по-разному, но везде они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же "Спокойной ночи" звучит как "Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!"
Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится - ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха - любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.
"Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них - я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя..." В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике
Люди без завтра.
Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знаю что такое "завтра" и что такое "сегодня", и также плохо ориентируют понятия "прошлое" и "будущее". Так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.
Эверет впервые посетил пираха в 1976 году, когда про пираха ничего не было известно. И лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем - такое по всем канонам невозможно. Но факт остается фактом: пираха не запасают пищу, ои просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).
Когда у пираха нет еды они относятся к этому флегматично. Ему вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. Едят они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.
Люди без цифр.
Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить сердца пираха и направить их к Господу. Нет, пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось.
Никто так и не смог понять язык пираха. Поэтому Евангелическая церковь США сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантивого лингвиста. Эверетт был готов к тому что язык окажется трудным, но он ошибался: "Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается"
В нем всего семь согласных и три гласных. Еще больше проблем со словарным запасом. Местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между "я", "ты" и "они" пираха неумело пользуются местоимениями, кторые употребляеют их соседи индейцы-тупи (единственный народ с которым пираха кое-как контактировали)
Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью. Например, пираха не понимают смысла понятия "один". Вот барсуки, вороны, собак понимают, а пираха - нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать теорию относительности.
Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: "несколько" и "много" . Две, три и четыре пираньи - это несколько, а вот шесть - уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще русскому объяснить зачем нужны артикулы перед словами, чем объяснить пираха зачем считать пиранью, если это пиранья, которую не нужно считать. Поэтому пираха никогда не поверят, что они - маленький народ. Их 300 человек, а это, безусловно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов - это тоже много. Вас много, и нас мнгого, это просто замечательно.
Люди без вежливости.
"Здравствуйте", "как дела?", "спасибо", "до свидания", "извините", "пожалуйста" - массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относятся. Ничего из вышеперечисленного пираха не используют. Они и без этого всего друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори рады их видеть. Вежливость - это побочное дитя взаимного недоверия - чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью.
Люди без стыда.
Пираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. Если Хааиохааа уронил рыбу в воду это плохо. Рыбы нет, обеда нет. Но причем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и ее нужно лечить. Но это случилось потому что это случилось, вот и все.
Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.
Если грудной младенец не берет материнскую грудь - значит никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. Если женщина, ушедшая к реке рожать, не может разродится и третьи сутки оглашает воплями лес - значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Незачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ну, муж еще может пойти туда - вдруг у него найдутся веские аргументы. Но зачем туда пытается бежать белый человек со странными железными штуками в коробке?
Люди, которые видят другое.
У пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений. Пираха знают, что они как и все живое - дети леса. Лес полон тайн... даже нет, лес - это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес - это страшно.
Но страх пираха - это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.
Однажды Эверетт проснувшись утром увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, что туда пришел дух, желавший о чем-то предупредить пираха. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова: "Там же никого нет! Я ничего не вижу" - Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если ему нужен будет Эверет, вот тогда ему будет прислан персональный дух.
Люди без бога.
Все вышеперечисленное делало пираха невозможным объектом для миссионерсокй работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием "один" пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди.
История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно . Понятие "век" "время" и "история" для пираха пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали Эферетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эферетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было?
Живя среди этих маленьких, полуголодных, никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. Лишь спустя годы он понял, что ему нужно учиться у пираха, а не наоброт.
2
1
Скандинавские конунги
Конунги являются той силой, которая, так или иначе, направляла развитие Скандинавских стран. И практически вся средневековая история таких стран как Дания, Норвегия, Швеция и Исландия связана с деятельностью конунгов.
Показать полностью..
Но какими они были на самом деле, таким ли, какими их рисует, создаваемая нами история? Говоря о конунге, часто рисуется образ человека огромной силы, грубого, с боевым топором или двуручным мечом…, но всё это лишь образы внушаемые нам всевозможными художественными фильмами, книгами и т.д. Да, действительно, это отражает неугасаемый интерес общества к данной теме, но, однако, особых ясностей не вносит и окончательная точка по данному вопросу ещё не поставлена. Образ конунга во многом так и остаётся неизученным и до конца непонятым. Саги являются ключом к раскрытию сложного и противоречивого образа конунга. Что представляет собой сага?
Сага – древнеисландские прозаические повествования. Кто был автором caг — неизвестно. Их персонажи — исландцы, жившие в эпоху расцвета первой исландской республики с 930 по 1030 г., а написаны они в период с 1180 г. до середины XIV века. Классическим периодом исландских саг является XII век. Саги написаны в реалистическом стиле, психологически правдоподобны, логически правильны, но их историческая достоверность подчиняется законам искусства. Слово «сага» — исландское понятие, которое обозначает рассказ о событиях или же сам процесс развития событий. Древнеисландские саги чрезвычайно многообразны в жанровом отношении.
Исследователями выделяются несколько основных жанров скандинавской саговой литературы, которые, в свою очередь, распадаются на поджанровые группы. Во-первых, выделяются «саги об исландцах» или «родовые саги» — наиболее известный и изученный в отечественной традиции жанр. Саги эти посвящены событиям в Исландии в так называемый «век саг», начавшийся с учреждения общеисландского народного собрания — альтинга — в 930 году. «Саги об исландцах» — наиболее объемная и значимая часть саг, посвященных собственно исландской истории. Всего их около тридцати пяти. Они посвящены истории отдельных исландских родов и местностей. Кроме того, к «сагам об исландцах» примыкают в сюжетном отношении т. н. «пряди об исландцах» — небольшие вставные рассказы в составе «королевских саг». Они рассказывают о деятельности исландцев (как правило, также в «век саг») при дворе норвежских королей и правителей. Существуют также саги о королях Норвегии, среди них «Круг Земной» или «Хеймскрингла» Снорри Стурлусона, и саги о епископах Исландии. Кроме того, имеется группа саг, примыкающих к королевским сагам и излагающих историю различных регионов Скандинавии. Наконец, большую группу саг составляют саги «о древних временах», то есть эпохе, предшествующей «веку саг». Всего известно двадцать семь саг «о древних временах» и две близких им, содержащих сюжеты героического эпоса «пряди».
Дошедшим до нас сагам, прежде всего, присущи исторический и бытовой реализм, психологизм и эпическая простота. Большинство саг, в настоящее время, переведены на русский язык и являются общедоступными. В плане изучения образа конунга, прежде всего, интересны родовые саги и саги, дошедшие до нас в произведениях Снорри Стурлусона, из которых хотелось бы выделить «Сагу об Эгиле», «Сагу о Греттире» и «Сагу о Финнбоге Сильном».
Вождество, как форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя, было характерно для всех народов, но именно в Скандинавии оно проявилось в особых формах. Одной из особенностей стало появление на исторической арене конунгов. Первоначально так называли военных вождей; с образованием государств в Швеции, Норвегии, Дании словом конунг стали называть королей.
Саги по особенному раскрывают этот, очень сложный и по своему запутанный, образ скандинавского вождя. Конунг – это не обязательно положительный персонаж повествования. Зачастую этот образ рисуется как отрицательный, но прямо об этом не говориться, читающий сам должен понять это. Авторы саг избегают прямых оценок героев, выводя на первый план события происходящие вокруг них. Но, так или иначе, конунг не предстаёт в одном цвете, а рисуется автором разными красками. Саги наделяют конунгов специфическими качествами и умениями, отличающими и выделяющими их от остальной массы людей, возводя их на высшую ступень иерархии, современного им общества. К таковым можно отнести:
1. Щедрость и гостеприимство
2. Храбрость
3. Удача
4. Умение слагать висы
5. Знание рун
Теперь стоит рассмотреть каждое из них более подробно.
Щедрость и гостеприимство конунга ценились очень высоко. По этим меркам его оценивали как вождя. Если он был скуп, по отношению к своим людям, и был негостеприимен, по отношению к своим гостям, то такой конунг, обычно, не пользовался уважением людей. Это считалось позором.
Хитрость, обман, соперничество – не считались чем-то зазорным или плохим. Наоборот, хитрость приравнивалась к уму.
Храбрость – основная черта вождя. В сагах практически не представлено трусливых конунгов. Вождь – это эталон, на который должны равняться окружающие его. Своим поведением он подаёт пример остальным.
Что касается удачи, вера в которую у скандинавов была просто огромной. Удача вообще имела большое значение для людей той эпохи, тем более для конунгов. Именно удача превращала конунга в победителя. Удачей делились, веря в то, что она может перейти от одного человека к другому. Поэтому верили, что удачливый вождь приносит удачу и своим людям. Но удача была хрупка и изменчива и часто отворачивалась от людей. Так в одной из эддических саг повествуется о неком Греттире, который был великим войном и совершил немало подвигов, но удача отвернулась от него и вскоре он погиб.
Одним из самых важных знаний, которыми должен в совершенстве владеть конунг, было умение слагать стихи (висы). У скандинавов было особое отношение к слову, особенно к слову ритмически организованному и рифмованному, что и представляли собой висы. Любое стихотворение тогда считалось заклинанием. Подтверждением тому является закон, существовавший в Древней Скандинавии, согласно которому за любовное стихотворение о женщине полагался серьёзный штраф: ни у кого не вызывало сомнений, что сочинитель пытался магическим способом «присушить» объект своей страсти. Так же и конунг, владеющий искусством сложения вис, мог своим стихами-заклинаниями сильно навредить врагу и привлечь удачу к своей дружине. Кроме того, в глазах древнего человека поэтическое творчество означало особые отношения с богами. Самый известный из скальдов-конунгов – Харальд Суровый Правитель (1015-1066) – похвалялся тем, что владеет умением «сковать мёд Игга», т.е. изготовлять мёд поэзии, сочинять стихи.
Другим важным знанием для конунга, помимо сложения стихов-вис, было знание рун. Руны были частью духовного таинства, непосредственно связанного с сокровенными тайнами магии. Руны давали, умеющему ими владеть, навыки врачевания, колдовства и связи с богами. Так в «Саге об Эгиле», главный персонаж которой Эгиль Скаллагримм, будучи изгнанным из Норвегии, вырезал на конском черепе проклятье из двух строф в семьдесят две руны каждая. Кроме того, рунами часто пользовались для гадания и принятия важных решений. Руны не были в общем употреблении, они принадлежали к числу высших знаний в божественных и человеческих вещах. Поэтому руны оставались знанием избранных людей, для кого это тайное искусство было открытым. Для конунга это знание было необходимым. Руны учили избегать опасности, заговаривать оружие, утишать бурю, гасить пожар, утешать скорби. Победоносные руны приносили победу, если вырезались на клинках мечей, некоторые – на ножнах, другие – на рукоятях. Руны писались на мачтах кораблей и на вёслах и могли сохранять от бурь на море. Саги, наделяя конунга умением слагать стихи и разбираться в рунах, преподносят его образ, как образ умного человека с огромным духовным потенциалом.
Подводя итог, необходимо сказать, что образ конунга, рисуемый сагами, в какой-то степени стереотипен. Но однозначно говорить об этом нельзя, каждый конунг обладает какими-то своими, особенными качествами, при этом авторы не стремятся к идеализации его образа.
2